Banklist - Новости банков - Смоленский Банк: дублирование норм указывает на неспособность обеспечения их выполнения
Смоленский Банк: дублирование норм указывает на неспособность обеспечения их выполнения
16.12.2010
Стало известно, что Минфин в очередной раз готов ужесточить нормы по валютному контролю. Если в ноябре он разместил проект, согласно которому в паспорте сделок по внешнеторговым операциям российские компании обязаны указывать данные о контрагентах, банке и валюте, то теперь компаниям также придется указывать и срок возврата денежных средств. Минфин намерен обязать нерезидентов включать во внешнеторговые контракты сроки поставки товара или же сроки возврата переведенных за рубеж денежных средств. Резиденты же должны обеспечить получение денег на свои счета за проданные нерезидентам товары, услуги и интеллектуальную собственность. Подобное ужесточение неудивительно, учитывая, что отток частного капитала, по словам главы ЦБ Сергея Игнатьева, за январь—ноябрь этого года достиг 29 млрд долл. Об этом сообщает деловое издание «РБК daily».
Комментирует член правления Смоленского Банка Юрий Петрущик:
«В соответствии с п. 1 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», органами валютного регулирования в РФ являются Центральный банк и правительство Российской Федерации. Само Министерство финансов при этом в рамках своей компетенции может готовить проекты постановлений, распоряжений и иных нормативных актов правительства. Согласно п. 1 статьи 19 вышеуказанного закона, «при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них».
Таким образом, действующее валютное законодательство РФ уже предусматривает необходимость указания сроков репатриации валютной выручки. Однако следует учитывать тот факт, что договоры с нерезидентами, в силу свободы договора, могут заключаться в юрисдикции, отличной от российской. Соответственно, предлагаемая норма вряд ли будет иметь императивный характер как для таких контрактов, так и для заключающих их нерезидентов («не нравится - не бери»).
Форма же паспорта сделки определяется Банком России в его Инструкции от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок». Данная инструкция уже оговаривает необходимость указания в паспорте сделки как сроков и порядка расчетов по контракту, так и сроков от даты выпуска товаров таможенными органами при экспорте товаров до даты зачисления денежных средств от нерезидента, а также от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров до даты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации при импорте товаров (пп. 6.1, 6.2 паспорта сделки соответственно).
В настоящее время на сайте ЦБ РФ опубликован проект изменений к данной инструкции, но они касаются увеличения суммы непаспортизируемых контрактов по товарам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности до 50 тыс. долларов США.
Считаю, что ужесточение валютного администрирования в условиях открытой экономики и конвертируемости рубля не будет иметь эффекта полноценного заградительного барьера по оттоку капитала.
Дублирование этих норм как раз и указывает на неспособность обеспечения их выполнения. Более того, такой процесс нанесет ущерб планам превращения Москвы в финансовый центр».