Согласно исследованию Ситибанка, российские потребители сохраняют оптимизм, хотя и предпочитают менее дорогие подарки товарам длительного пользования..
В январе 2009 года ЗАО КБ "Ситибанк" провел дополнительное исследование фактических трат российских потребителей в новогодние праздники с целью их сопоставления с прогнозом, опубликованным в декабре 2008 года. Несмотря на достаточно скептические прогнозы большинства исследователей, в том числе и Ситибанка, рост потребительских расходов в декабре-январе существенно превысил ожидания. Этот результат в основном обеспечил рост в таких категориях расходов как продукты питания и напитки, парфюмерия и косметика. При этом снижение было отмечено в покупках компьютерного оборудования и обеспечения, средств связи, товаров доля дома и бытовой электронной технике.
Комментируя результаты исследования, Михаил Бернер, Руководитель Управления кредитных карт Ситибанка, сказал: "Эти данные стали для нас в определенной степени неожиданными - неожиданно приятными - несмотря на сложные экономические условия, высокие показатели роста в розничных продажах сохранились. Изменения, которые мы наблюдаем, коснулись, прежде всего, структуры трат россиян, но не объемов. Потребители в России оказались, куда большими оптимистами, чем многие из нас думали раньше, и это, несомненно, очень хороший знак для рынка в целом".
В декабре 2008 года рост расходов россиян составил 16% по сравнению со среднемесячным значением. Если сравнивать с декабрем прошлого года, то рост достиг 7%, что превосходит ожидания (3% ).
Увеличение расходов в декабре'08 к среднемесечному значению за год.
Основные категории расходов в период новогодних праздников остались почти неизменными, за исключением компьютерного оборудования, которое выбыло из списка "популярных" подарков. По сравнению со среднемесячным значением, расходы на данную категорию снизились на 7% в декабре и на 43% в январе; падение по сравнению с соответствующими периодами прошлого года было еще более существенным - 67% и 73% в декабре и январе соответственно.
Самым популярным подарком в этом году, как обычно, стала парфюмерная продукция и косметика, расходы на которую в декабре выросли на 77% по сравнению со среднемесячным значением и на 3% по сравнению с декабрем 2007 года.
Несмотря на рост на 52% к среднемесячному значению, расходы на игрушки и товары для детей в декабре 2008 года сократились на 14% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. При этом средняя сумма одной покупки осталась неизменной, а сокращение произошло за счет снижения количества операций на 19%. Тем не менее, игрушки для детей остаются одной из самых популярных категорий расходов в предновогодние дни.
Покупки ювелирных изделий, показавшие неожиданный рост на 70% в августе-сентябре по сравнению с прошлым годом, в декабре выросли лишь на 35% к среднемесячному значению, что гораздо меньше, чем за все время наблюдений. Тем не менее, по сравнению с декабрем 2007 года все-таки наблюдался рост на 7%.
Электроника заняла третье место в списке наиболее популярных подарков на Новый год, показав рост на 48% в декабре по сравнению со среднемесячным значением за год. Однако, как и прогнозировалось, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года наблюдалось снижение трат в данной категории на 12%, что связано с 11% снижением суммы одной покупки.
Декабрьские продажи средств связи оказались лучше, чем ожидалось, показав рост на 31% по сравнению со среднемесячным значением и падение на 14% по сравнению с декабрем 2007 года. В целом, понижательная тенденция в расходах на данную категорию товаров продолжает сохраняться.
Несмотря на прогноз, что затраты на покупки в универмагах сократятся в этом сезоне, этого не произошло и, как обычно, наблюдался 20%-ый рост в декабре по сравнению со среднемесячным значением, в основном за счет трат женской половины населения. Несмотря на это, по сравнению с прошлым годом расходы в универмагах сократились на 4%.
Интересно, что в этом году расходы на одежду были выше в декабре, чем в январе, хотя именно в январе наступает сезон распродаж. Более того, затраты на покупку одежды в январе снизились на 15% по сравнению с прошлым годом.
Неожиданностью явилось то, что женщины перед Новым годом потратили больше на товары для дома (рост составил 65% по сравнению со среднемесячным значением и 120% по сравнению с декабрем 2007 года), чем мужчины, которые сократили свои расходы в данной категории.
Прогноз относительно спортивных товаров оправдался - расходы на данную категорию выросли на 25% в декабре и на 85% в январе по сравнению со среднемесячным значением. По сравнению с декабрем 2007 наблюдалось снижение трат на 19%.
На протяжении трех лет пик продаж туристических путевок приходился на ноябрь, так как потребители стремились заранее организовать свой новогодний отдых. Однако в этом году увеличения в ноябре не было - расходы на услуги турагентств упали на 34% по сравнению с прошлым годом. Это также подтверждается снижением затрат на отели на 22% в январе.
Категории покупок с отрицательным ростом, % к декабрю 2007.
Важно отметить, что снижения расходов на еду и напитки к праздничному столу не наблюдалось. В декабре данная категория затрат выросла на 44% по сравнению со среднемесячным значением и на 32% по сравнению с прошлым годом. Выросли также расходы на парикмахерские, SPA салоны и салоны красоты - на 26% к прошлому году и на 35% к среднемесячному значению.